Во время Токийского автосалона компания Sumitomo раскрыла подробности о решениях, которые будут использоваться при создании шин будущего
В рамках своего участия в 45-м Токийском автосалоне Sumitomo представила новые концепт-шины Smart Tyre Concept, которые воплотили в себе сразу ряд новых технологических решений, призванных в будущем достичь оптимального баланса между безопасностью и экологичностью.
«Бизнес-климат в автомобильной отрасли в данный момент претерпевает существенные изменения ввиду растущего внимания к экологическим вопросам, демографических сдвигов, обусловленными ускоряющимися урбанизацией и старением населения, а также появления революционных технологий, в том числе искусственного интеллекта и Интернета вещей, - отметили в Sumitomo. - В то же время мы также стали свидетелями зарождения общества новой мобильности, в котором все большее значение имеют автомобили с увеличенным уровнем практичности и экологичности. Ввиду всех этих изменений шинная индустрия сегодня также переживает масштабную трансформацию. Sumitomo стремится улучшить уровень безопасности и экологичности до недоступных ранее показателей, вследствие чего мы представляем Smart Tyre Concept - концепт, позволяющий понять, какими будут шины в начинающуюся новую эпоху».
Технологии Smart Tyre Concept можно поделить на три основные группы - увеличивающие безопасность, снижающие нагрузку на окружающую среду, а также технологии, позволяющие совершенствовать все новые разработки за счет использования новейших методик моделирования и анализа. На своем стенде в Токио Sumitomo представила информацию о пяти новых технологических решениях - Sensing Core (шины могут «чувствовать» дорожные условия), Active Tread (протектор адаптируется к дорожным условиям), Performance Sustaining Technology (предотвращается ухудшение характеристик из-за старения резины), Airless Tyres (безвоздушные шины) и Life Cycle Assessment (ущерб, наносимый экологии, снижается на всех этапах жизненного цикла шин).
В 2020 году Sumitomo планирует запустить массовое производство шин, выполненных по технологии PST и дольше сохраняющих характеристики новых покрышек. В том же году будет представлена концепт-шина, изготовленная по технологии LCA с использованием новых материалов, разработанных для снижения ущерба, наносимого экологии, в течение всего жизненного цикла шин - от получения сырья и производства шин до эксплуатации и даже переработки. В 2023 году планируется презентовать концепт-шину с «активным протектором», который должен позволить шинам сохранять одинаковые ездовые качества при передвижении как по сухому покрытии, так и по любым другим поверхностям. Все это время Sumitomo будет продолжать свои разработки, чтобы в конечном счете создать шины совершенного образца, которые объединят в себе все новые решения. Премьера новых «умных» шин состоится ко второй половине следующего десятилетия.
Впервые представленная в мае этого года технология Sensing Core позволяет шинам функционировать в качестве своеобразных сенсоров, причем для этого необходимо лишь ввести необходимый алгоритм в ECU. Sensing Core способна определять скользкость и другие параметры дорожного покрытия, а также следить за состоянием шин, в том числе за износом, нагрузками и давлением воздуха. Данные собираются и обрабатываются для улучшения контроля над автомобилем, но кроме этого посредством облачного сервиса информация из различных источников в одной географической области или даже в целой стране анализируется для улучшения безопасности всех участников дорожного движения. Обработанные данные посылаются обратно к электронным системам автомобилей, чтобы потенциальные риски, связанные с состоянием дороги, определялись заранее и избегались.
При переходе на беспилотные автомобили роль человека в обеспечении безопасности на дорогах будет уменьшаться, поскольку транспортные средства будут брать на себя все более широкую ответственность. И поскольку шины - это единственный компонент автомобиля, находящийся в прямом контакте с дорогой, Sumitomo работает над новой технологией, которая позволит шинам реагировать на изменения дорожных условий (к примеру, если под колесами появится вода или лед) при помощи изменения характеристик протектора. Благодаря этому шины будут адаптироваться к типу покрытия и температуре, обеспечивая оптимальную безопасность в случае резкого изменения условий в режиме автопилота.
Технология моделирования изменений состояния шин в течение жизненного цикла (Tyre Lifetime Simulation Technology) позволяет предугадать, как будут меняться характеристики шин по мере износа. При помощи этой методики Sumitomo в данный момент совершенствует свою технологию PST, призванную предотвратить ухудшение ездовых качеств, которое происходит из-за износа и старения резины. Технология уже была использована на практике в производстве зимних шин Dunlop Winter Maxx WM02, модернизированных в прошлом году. В резиновую смесь был добавлен жидкий фарнезеновый каучук (LFR), высокофункциональный биоматериал, помогающий шинам сохранять высокое сцепление на льду в течение более долгого периода времени. В будущем технологию будут совершенствовать, чтобы предотвратить ухудшение различных характеристик шин, для чего будут созданы новые материалы, позволяющие уменьшать внутреннюю структурную деформацию компаундов и восстанавливать функциональность, снизившуюся из-за старения резины.
Безвоздушные шины
Прототип безвоздушных шин Gyroblade был представлен Sumitomo на Токийском автосалоне 2015 года, и сейчас компания продолжает работать над тем, чтобы вывести на рынок шины, не требующие накачки воздухом. Безвоздушные шины делают использование транспорта безопаснее и удобнее, поскольку водитель может не беспокоиться о проколах и не тратить время на проверку давления в шинах.
Life Cycle Assessment, LCA
В 2013 году Sumitomo представила шины Dunlop Enasave 100, первые в мире шины, на 100% изготовленные из натуральных материалов без использования ископаемых ресурсов. В следующие годы компания продолжила работать над созданием новых материалов, изготовленных из сырья, полученного из растений. Кроме того, Sumitomo продолжила выпускать все более экологичные шины, такие как Dunlop Enasave Next II, которые способны прослужить на 51% дольше шин предыдущего поколения - Dunlop Enasave Next - но при этом сохранили тот же уровень топливной эффективности и сцепления. В будущем компания намерена создавать новые решения, которые позволят сократить ущерб, наносимый окружающей среде.