Проблема старой автомобильной резины, десятилетиями не имевшая в Эстонии практического решения, наконец-то будет решена. Водителям больше не придется тайком выкидывать ее в канавы у обочин глухих дорог из-за нежелания платить станциям по приемке утиля.
По сообщению "Северного побережья" концерн Eesti Energia с середины 2018 года намерен производить печное масло из измельченных старых автомобильных шин на заводе Enefit. В настоящее время концерн использует для производства печного масла примерно три миллиона тонн сланца в год.
Новую для Эстонии технологию производства в Eesti Energia испытывали в течение 2017 года на старейшем заводе масел Enefit 140. Испытания проводились также на новом заводе Enefit 280, и шинную крошку пробовали добавлять к сланцу в объеме от двух до восьми процентов, как очищенную от металлических частей, так и вместе с ними.
Оказалось, что при производстве масла в сланец можно добавлять до 8% резиновой крошки. Поскольку испытания прошли успешно, следующим шагом должно стать согласование планов производства печного масла по новой технологии с Евросоюзом.
"Я рад рапортовать сегодня, что мы провели три этапа испытаний. Эксперименты удались. Все запланированные режимы были опробованы и все работало", – сказал председатель правления Eesti Energia Хандо Суттер, добавив, что добавление шинной крошки не изменило воздушных выбросов, а конечный продукт, то есть масло, был качественным.
Концерн должен скоро получить заключительный рапорт испытаний, после чего необходимо будет ходатайствовать перед министерством окружающей среды о постановлении в связи с отходами, а затем согласовать его с Евросоюзом. Это дало бы возможность приступить к регулярному использованию в производстве масел старых шин как полезного энергоисточника.
По словам Суттера, если все пойдет по плану, то концерн будет использовать в производстве масел всю старую автомобильную резину в Эстонии. Впрочем, в определении используемого объема главную роль будут играть экономические соображения.
В Эстонии за год образуется около 12 000 тонн старой автомобильной резины, и пока что выгодного экономического применения им не найдено. Большую ее часть их просто складируют на бывшем военном аэродроме Раади под Тарту, где скопилось уже порядка 50 000 тонн утиля такого рода. Иногда происходит возгорание старых шин, и тогда жители города испытывают сомнительное удовольствие, дыша ядовитым едким черным дымом.
По словам проектного директора Eesti Energia Вельо Александрова, концерн уже пробовал использовать старую резину при производстве масла двадцать лет назад, но тогда эксперимент прекратили по технологическим причинам.
"Шины содержат металлические волокна, которые должны быть сильно измельчены, чтобы годились для оборудования по производству масла. Тогда проблематичной оказалась длина металлических волокон, поскольку не имелось хороших решений по измельчению шин", – сказал Александров, отметив, что шины являются в то же время очень благодарным сырьем для производства масла.
По мнению Александрова, применение новой технологии в производстве масел позволило бы, с одной стороны, решить проблему отходов, а с другой – это стало бы, судя по нынешним подсчетам, экономически конкурентоспособным начинанием. Он добавил, что опытное применение шинной крошки не предполагает дополнительных инвестиций, поскольку использовать станут имеющееся пиролизное оборудование.
В концерне Viru Keemia Grupp некоторое время назад также задумывались об использовании старой автомобильной резины при производстве печного масла, однако так и не решились пойти на этот шаг.